На все эти вопросы мне были даны ответы, когда я откликнулся на приглашение от винодельни “Uppa Winery”, расположенной в селе “Родное” на крымском полуострове. К слову, владелец винодельни – замечательный человек по имени Павел Швец был мне вполне знаком, т.к. уже успел посетить наш город в начале лета, присутствуя в качестве жюри на первом дальневосточном конкурсе сомелье. В приглашении было описано конкретное мероприятие – сбор винограда на винодельне в течении недели, и я отправился в путь с достаточно чётким осознанием, чем я буду там заниматься. Немного отвлекаясь от темы, я хочу сказать, что Крым – это прекрасное место с очень высоким потенциалом к развитию в качестве винно-гастрономической столицы России, нужно только немного потерпеть – так как развитие винной культуры в правильном векторе так или иначе приведёт к развитию культуры и гастрономической. Изначально ведь вино создавалось, чтобы запивать им еду.

Когда наша группа встретилась, и всех благополучно отвели на винодельню, нам сообщили фронт работы, который меня слегка удивил– первый сбор винограда был уже практически закончен (кроме одного участка, но про него чуть позже), а второй сбор для сортов более позднего созревания – не входил в график нашего пребывания, но зато нам был дан полный доступ к винодельне в качестве полноценных рабочих – это и все винодельческие операции по винификации уже готового сусла, и гигиена оборудования, чистка и подготовка бочек на последующий залив в них вина на выдержку, ну, и наверное всё-таки самое главное – единственная и достаточно непродолжительная операция по сбору винограда сорта Кокур с молодых лоз, давших свой первый урожай.

Рабочий день начался сразу же после нашего прибытия, и в остальные дни он начинался с самого раннего утра – вставать приходилось в 6 утра, и идти по достаточно протяжённой горной тропинке с очень крутым уклоном – отмечу, что винодельня находится на высоте более четырёхста метров выше уровня моря. Хочется сказать, что на винодельне с малым объёмом производства абсолютно вся работа производится вручную, и труд этот достаточно тяжёлый – начиная от расписанного по часам и минутам пижажа и ремонтажа – процессов интенсификации мацерации сусла, или говоря простым языком насыщения вина цветом и вкусом путём экстракции нужных веществ из кожицы винограда, заканчивая выгребанием всей тонны мезги (жмых, оставшийся после полной винификации сусла)  из дубового чана в пресс, чтобы выжать из неё драгоценные остатки вина. И конечно же весь сбор винограда так же проводится вручную, и для него, как правило, нанимались желающие из села. Так, как участок так же, как и все остальные, находился на склоне – приходилось, мягко говоря нелегко, т.к. курсирование вдоль лоз вниз-вверх с секатором в руках и постоянно наполняющейся корзиной, которая вмещает в себя около десяти килограмм винограда – это далеко не прогулка по парку. Нашей группе удалось не только собрать, но и полностью переработать в сусло всю тонну винограда. Погрузка в дробилку-гребнеотделитель, отбор лучших ягод на конвейере, загрузка в пресс...Я читал об этом в книгах, и у меня был абсолютно детский восторг от операций, которые для местных были обычным рабочим моментом. Только что отжатое сусло Кокура было похоже вкусом на смесь морковного и яблочного сока. Уже в чане оно пройдёт удивительную трансформацию, и позже станет полноценным вином.

Хочется отметить очень строгую гигиену – абсолютно каждый инструмент – будь то пресс, чан, дробилка-гребнеотделитель, конвейер, да и вообще всё помещение для винификации подвергалось тотальной очистке с помощью антисептика, моющего средства, и воды. Я сам лично вычищал стальной двухтонный винификационный чан, после того, как из него было слито уже готовое мерло на выдержку. Занятие не из лёгких, но ведь чистота гарантирует качество продукта, по-другому ведь никак.


Пара слов о своей группе, и людях, работающих на винодельне. Все эти люди были бесконечно влюблены в своё дело, будь то изучение вина, или его производство. Не было лентяев, которые предпочитали отлёживаться на кресле в рабочие часы, не было заявлений о том, что им надоело находиться здесь – все делали свою работу легко и непринуждённо, с улыбками на лицах – даже стоя по колено в тонне мезги с лопатой в чане.

Я хочу сказать огромное спасибо Павлу и его команде виноделов, а также нашей группе – это был незабываемый опыт, и я постараюсь его обязательно повторить, а если всё сложится удачно – то и посвятить этому всю жизнь.